Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Четверг, 15.11.2018, 13:11

КГБПОУ "Ключевский лицей профессионального образования"

Приветствую Вас Гость | RSS
Включить версию для слабовидящих людей
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 313
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Информация для педагогов

Формирование адекватной самооценки подростков

 

В обучении и воспитании особого внимания заслуживают подростки с конфликтной самооценкой, характеризующейся противоречием  между высокими притязаниями и сильной неуверенностью в себе. Этот конфликт порождает у подростка чувство неуверенности, напряженности. Следствием являются нарушение внимания, снижение работоспособности, повышенная утомляемость а также нарушения поведения и личностного развития человека.

Самооценка не только сказывается на эффективности и успехе деятельности человека в данный момент, но и определяет весь последующий процесс развития самой личности Она  связана с потребностью в самоутверждении, т.е со стремлением человека найти свое место в жизни и утвердить себя же  в своем собственном  мнении.

При оптимальной (адекватной) самооценке подростки  правильно соотносят свои возможности и способности, стараются предвидеть, как к этому относятся другие люди.

 Адекватная самооценка – это итог поиска человеком реальной меры без переоценки себя и без излишней критики.

Завышенная самооценка – у человека идеализированный образ своей личности, своей ценности для окружающих. Свои неудачи человек игнорирует ради привычной высокой оценки самого себя, объясняет неудачи обстоятельствами, кто то – помешал и т. д…

Такими подростками  справедливое замечание воспринимается как придирка, объективная оценка – как несправедливо заниженная. По отношению к другим они допускают резкие высказывания, к чужому мнению нетерпимы, поэтому в коллективе  являются причиной конфликтов.

Заниженная самооценка -  приводит к неуверенности, к невозможности реализовать свои способности. Такой человек не будет ставить перед собой труднодостижимых целей, так как он слишком самокритичен, склонен копаться в себе, пока не найдет слабое место, а потом зацикливается на нем.

Подростки с завышенной самооценкой как правило раздражают, с заниженной – утомляют.

Заниженная и завышенная оценка – это блокатор развития личности. Если самокритичность выше или ниже нормы – это и есть преграда  для развития личности. Психика человека в этот период чрезвычайно чувствительна. В такое время еще только закладываются основы его личности и воздействовать на ее формирование вполне логично и необходимо.

Особое место должно отводиться работе с детьми, имеющими заниженную самооценку. Причинами пониженной самооценки у подростка могут стать:

  • изменившаяся внешность;
  • очки;
  • постоянная критика;
  • отсутствие заботы;
  • трудности с обретением друзей;
  • отставание в учебе;
  • не выявленные творческие задатки;
  • одиночество;
  • пьющие родители.

Если семья, педагоги и другие наставники настроены чересчур критично, постоянно говорят ребенку, что он ни на что не годен или у него нет вообще никаких талантов, то юное существо свято в это верит. Подросток перестанет вообще делать хоть что-нибудь, чтобы исправить такое положение вещей. У него просто еще недостаточно имеется для этого силы воли и веры в себя.

В дальнейшем такому индивиду будет очень сложно адаптироваться к суровой взрослой жизни. Поэтому формирование и развитие адекватной самооценки у таких  подростков является одной из главных задач взрослых: и родителей и педагогов. И хотя изначально самооценка человека формируется в семье, педагогу следует помнить, что ни внимаем, ни признанием, ни утверждением его личности подростка  избаловать его  невозможно.

Мотивы и стимулы в обучении.

По отношению к учебной деятельности могут быть выделены две основные группы мотивов:

внутренние мотивы – «я сам хочу это делать, потому что…» и

внешние мотивы – «это нужно делать, потому что…»

В учебе внутренние мотивы должны преобладать над внешними.

  • Как определить, какие мотивы  преобладают?

Задайте своим ученикам вопрос «Как ты думаешь, почему нужно хорошо учиться?»

Внутренние мотивы, если отвечают:

  1. Мне интересен изучаемый предмет
  2. Интересны знания по предмету
  3. Интересен метод преподавания
  4. Полученные знания и умения пригодятся в будущем
  5. Хочу добиться успехов
  6. Я уже многое узнал и хочу узнать еще больше.
  7. Я хочу добиться власти (не в отношении, не в поведении,  а власти как уверенности, как осведомленности)
  8. Я хочу отомстить («я не глупее Иванова»)

Внешние мотивы, если отвечают:

  1. Хочу получать высокие отметки (это преподаватель должен хотеть высоких отметок)
  2. Хочу добиться одобрения преподавателей
  3. Хочу добиться одобрения родителей
  4. Хочу выделиться, превзойти  всех одногруппников
  5. Мне нравится преподаватель
  6. Я не хочу получать плохих отметок
  7. Я не хочу быть неудачником
  8. Я хочу избежать наказания
  9. Я стремлюсь избежать критики.
  • Внутренние мотивы должны преобладать над внешними.

В идеале мотив самообразования должен выйти на первый план, т.е все, что можно охарактеризовать «Мне интересно узнавать новое»

При несоответствии этому, когда «нужно» вместо «хочу» выходит на первый план у ученика может возникнуть интеллектуальная  дезадаптация, внутренние душевные тревоги, проблемы, что повлечет отставание в развитии мышления.

  • Что же делать? Как построить обучение так, чтобы ваш ученик захотел учиться? Именно захотел…

Все стимулы в обучении делятся на 4 группы:

  1.  Эмоциональные методы:
  1. Поощрение
  2. Порицание
  3. Учебно – познавательные игры
  4. Создание ярких наглядно – образных представлений (устно и с помощью наглядности)
  5. Создание ситуаций успеха (есть специальная «технология создания успеха»)
  6. Свободный выбор заданий
  7. Удовлетворенность ребенка быть значимой личностью

II. Познавательные методы:

  1.  Опора на жизненный опыт преподавателя  и ученика
  2.  Создание проблемной ситуации
  3. Побуждение к поиску альтернативных решений (несколько вариантов их)
  4. Выполнение творческих заданий

5). Предъявление заданий на смекалку

  1. «Мозговая атака» (собрать «в кучу»  самые немыслимые варианты, потом выбрать самые подходящие.)

7). Развивающая кооперация (работа по 2 человека, по бригадам и т.д)

 

III. Волевые методы:

  1. Информирование об обязательных результатах обучения.
  2. Формирование ответственности в отношению к учебе как интеллектуальному труду.
  3. Познавательные затруднения
  4. Самооценка своей деятельности и коррекция ее
  5. 5. Рефлексия поведения (обсуждение, кто как себя вел и какие возникли чувства)
  6. Прогнозирование будущей деятельности.

IV. Социальные методы:

  1. Развитие желания быть полезным
  2. Подражание в обучении сильной личности
  3. Создание ситуаций взаимопомощи
  4. Сопереживание, т.е переживание вместе с кем то
  5. Поиск контактов и сотрудничества
  6. Заинтересованность результатами коллективной деятельности
  7. взаимопроверка
  8. Рецензии друг - другу

 

 

 

 

 

 

Прогноз погоды
Новостной календарь
«  Ноябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Полезные ресурсы
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
Официальный интернет-портал правовой информации

Copyright MyCorp © 2018