Приемы антистрессовой защиты:
Отвлекайтесь:
- Много пользы может принести пятиминутная прогулка на природе.
- Постарайтесь переключить свои мысли на другой предмет.
- Оглянитесь вокруг и внимательно осмотритесь
- Обратите внимание на мельчайшие детали в окружении (пуговицы на одежде оппонента, цвет письменного стола и т. д.)
Снижайте значимость событий:
- Следует помнить, что истинной причиной стресса являются не люди, не ошибки, а то, как вы к этому относитесь
- Используйте принцип позитивности во всем с установками, типа:
«Не очень то и хотелось»,
«Главное в жизни не это»
«Не стоит относиться к этому как к катастрофе»
- «Нечего себя накручивать» и «Хватит драматизировать»
- следует помнить также, кто волнуется раньше, чем положено, тот волнуется больше, чем положено
Действуйте:
- Любая деятельность, особенно физический труд, в стрессовой ситуации выполняет роль громоотвода
- Стресс является очень сильным источником энергии, поэтому разрядиться можно самым простым способом:
наведите порядок на рабочем месте или дома;
устройте прогулку с быстрой ходьбой;пробегитесь.
Творите:
Любая творческая работа может исцелять от переживаний (ваше хобби, литература, музыка, художественное и прикладное творчество, задачи на смекалку, кроссворды и т.д)
Формирование адекватной самооценки подростков
В обучении и воспитании особого внимания заслуживают подростки с конфликтной самооценкой, характеризующейся противоречием между высокими притязаниями и сильной неуверенностью в себе. Этот конфликт порождает у подростка чувство неуверенности, напряженности. Следствием являются нарушение внимания, снижение работоспособности, повышенная утомляемость а также нарушения поведения и личностного развития человека.
Самооценка не только сказывается на эффективности и успехе деятельности человека в данный момент, но и определяет весь последующий процесс развития самой личности Она связана с потребностью в самоутверждении, т.е со стремлением человека найти свое место в жизни и утвердить себя же в своем собственном мнении.
При оптимальной (адекватной) самооценке подростки правильно соотносят свои возможности и способности, стараются предвидеть, как к этому относятся другие люди.
Адекватная самооценка – это итог поиска человеком реальной меры без переоценки себя и без излишней критики.
Завышенная самооценка – у человека идеализированный образ своей личности, своей ценности для окружающих. Свои неудачи человек игнорирует ради привычной высокой оценки самого себя, объясняет неудачи обстоятельствами, кто то – помешал и т. д…
Такими подростками справедливое замечание воспринимается как придирка, объективная оценка – как несправедливо заниженная. По отношению к другим они допускают резкие высказывания, к чужому мнению нетерпимы, поэтому в коллективе являются причиной конфликтов.
Заниженная самооценка - приводит к неуверенности, к невозможности реализовать свои способности. Такой человек не будет ставить перед собой труднодостижимых целей, так как он слишком самокритичен, склонен копаться в себе, пока не найдет слабое место, а потом зацикливается на нем.
Подростки с завышенной самооценкой как правило раздражают, с заниженной – утомляют.
Заниженная и завышенная оценка – это блокатор развития личности. Если самокритичность выше или ниже нормы – это и есть преграда для развития личности. Психика человека в этот период чрезвычайно чувствительна. В такое время еще только закладываются основы его личности и воздействовать на ее формирование вполне логично и необходимо.
Особое место должно отводиться работе с детьми, имеющими заниженную самооценку. Причинами пониженной самооценки у подростка могут стать:
- изменившаяся внешность;
- очки;
- постоянная критика;
- отсутствие заботы;
- трудности с обретением друзей;
- отставание в учебе;
- не выявленные творческие задатки;
- одиночество;
- пьющие родители.
Если семья, педагоги и другие наставники настроены чересчур критично, постоянно говорят ребенку, что он ни на что не годен или у него нет вообще никаких талантов, то юное существо свято в это верит. Подросток перестанет вообще делать хоть что-нибудь, чтобы исправить такое положение вещей. У него просто еще недостаточно имеется для этого силы воли и веры в себя.
В дальнейшем такому индивиду будет очень сложно адаптироваться к суровой взрослой жизни. Поэтому формирование и развитие адекватной самооценки у таких подростков является одной из главных задач взрослых: и родителей и педагогов. И хотя изначально самооценка человека формируется в семье, педагогу следует помнить, что ни внимаем, ни признанием, ни утверждением его личности подростка избаловать его невозможно.
Мотивы и стимулы в обучении.
По отношению к учебной деятельности могут быть выделены две основные группы мотивов:
внутренние мотивы – «я сам хочу это делать, потому что…» и
внешние мотивы – «это нужно делать, потому что…»
В учебе внутренние мотивы должны преобладать над внешними.
- Как определить, какие мотивы преобладают?
Задайте своим ученикам вопрос «Как ты думаешь, почему нужно хорошо учиться?»
Внутренние мотивы, если отвечают:
- Мне интересен изучаемый предмет
- Интересны знания по предмету
- Интересен метод преподавания
- Полученные знания и умения пригодятся в будущем
- Хочу добиться успехов
- Я уже многое узнал и хочу узнать еще больше.
- Я хочу добиться власти (не в отношении, не в поведении, а власти как уверенности, как осведомленности)
- Я хочу отомстить («я не глупее Иванова»)
Внешние мотивы, если отвечают:
- Хочу получать высокие отметки (это преподаватель должен хотеть высоких отметок)
- Хочу добиться одобрения преподавателей
- Хочу добиться одобрения родителей
- Хочу выделиться, превзойти всех одногруппников
- Мне нравится преподаватель
- Я не хочу получать плохих отметок
- Я не хочу быть неудачником
- Я хочу избежать наказания
- Я стремлюсь избежать критики.
- Внутренние мотивы должны преобладать над внешними.
В идеале мотив самообразования должен выйти на первый план, т.е все, что можно охарактеризовать «Мне интересно узнавать новое»
При несоответствии этому, когда «нужно» вместо «хочу» выходит на первый план у ученика может возникнуть интеллектуальная дезадаптация, внутренние душевные тревоги, проблемы, что повлечет отставание в развитии мышления.
- Что же делать? Как построить обучение так, чтобы ваш ученик захотел учиться? Именно захотел…
Все стимулы в обучении делятся на 4 группы:
- Эмоциональные методы:
- Поощрение
- Порицание
- Учебно – познавательные игры
- Создание ярких наглядно – образных представлений (устно и с помощью наглядности)
- Создание ситуаций успеха (есть специальная «технология создания успеха»)
- Свободный выбор заданий
- Удовлетворенность ребенка быть значимой личностью
II. Познавательные методы:
- Опора на жизненный опыт преподавателя и ученика
- Создание проблемной ситуации
- Побуждение к поиску альтернативных решений (несколько вариантов их)
- Выполнение творческих заданий
5). Предъявление заданий на смекалку
- «Мозговая атака» (собрать «в кучу» самые немыслимые варианты, потом выбрать самые подходящие.)
7). Развивающая кооперация (работа по 2 человека, по бригадам и т.д)
III. Волевые методы:
- Информирование об обязательных результатах обучения.
- Формирование ответственности в отношению к учебе как интеллектуальному труду.
- Познавательные затруднения
- Самооценка своей деятельности и коррекция ее
- 5. Рефлексия поведения (обсуждение, кто как себя вел и какие возникли чувства)
- Прогнозирование будущей деятельности.
IV. Социальные методы:
- Развитие желания быть полезным
- Подражание в обучении сильной личности
- Создание ситуаций взаимопомощи
- Сопереживание, т.е переживание вместе с кем то
- Поиск контактов и сотрудничества
- Заинтересованность результатами коллективной деятельности
- взаимопроверка
- Рецензии друг - другу