5 апреля 2022 г. для студентов групп №194 «Повар. Кондитер» и №195 «Управляющий сельской усадьбой» лицея был проведён семинар - тренинг «Развитие навыков поиска работы и трудоустройства», целью которого являлась социально – психологическая помощь выпускникам в трудоустройстве по окончанию учебы и реализация знаний и навыков, приобретенных во время обучения в лицее.
После проведенной в начале занятия игры – активатора выпускники оставались активными, настроенными на совместную с психологом работу, в течение всего тренинга.
Упражнение «Как вести себя на собеседовании при приеме на работу» были использованы как мнение выпускников, которые высказывали свои предположения, так и советы деловых людей, рекомендации психологов. Затем с помощью теста и мини – дискуссии по каждому вопросу выпускники закрепили новые знания и подвели результаты.
Одни ребята по результатам теста выявили у себя такие качества, как спокойствие, уверенность, доброжелательность, которые говорят о том, что им «сопутствует успех», что они «наверняка будут приняты на работу, о которой мечтают».
Другие сделали вывод, что у них хороший потенциал, чтобы показать себя в полном блеске, но необходимо еще поработать над своими жестами, избавиться в речи от жаргонных фраз, сгладить острые углы в общении и, обнаружив достоинства, прибавить себе уверенности.
А достоинства соискателя, по мнению студентов, заключаются в качествах личности, помогающих человеку добиться успеха в трудоустройстве и труде, это - дружелюбие, находчивость, порядочность, вежливость, деликатность, опрятность, уравновешенность, готовность работать в коллективе, помогая другим, эрудиция, чувство юмора.
Выпускники приняли участие в дискуссии «На что необходимо опираться я в поиске работы: на удачу или сознательно стремиться к успеху?», обсудили следующие представления: удача – это всегда чудо, может случиться, а может и не случиться. На удачу, конечно можно рассчитывать, но разумнее стремиться к успеху.
Выпускникам лицея близко понятие рыночных отношений. Рынок предъявляет повышенные требования к работнику со стороны ответственности, предприимчивости, и выносливости. Поэтому каждому необходимо сделать себя конкурентоспособным.
Для конкурентоспособной личности, кроме высоких, общечеловеческих качеств, важны следующие:
1. Профессиональная компетентность, постоянный рост, профессиональное самосовершенствование.
2. Мобильность, способность овладевать другими специальностями, переходить от одной работы к другой.
3. Творческий стиль деятельности, культура труда.
4. Способность к деловому сотрудничеству, организаторские, лидерские качества.
Кроме того, надо иметь мужество спокойно переживать как взлеты, так и падения, выдерживать сопротивление конкурентов, доказывать свое превосходство. Превосходство касается не только уровня профессионализма, но, прежде всего, силы характера, способности идти к своей цели, преодолевать препятствия. У слабых людей в ответ на раздражитель реакция реактивная, как правило, примитивная, агрессивная.
В упражнениях «Вопросы работодателя» и «Отрицательно оцениваемые моменты» выпускники посмотрели на проблему своего трудоустройства с позиции работодателя. Ведь последнее слово останется за ним. Как правило, работодатели в первую очередь стремятся найти следующие профессиональные качества: высокая квалификация, желательно, по нескольким специальностям; хорошее здоровье, пунктуальность и аккуратность.
В своих отзывах о проведенном семинаре – тренинге студенты – выпускники отметили: Виктория Ш: «Теперь я точно знаю, как правильно вести себя на собеседовании при устройстве на работу, появилось больше уверенности, что меня возьмут на хорошую должность»
Прасковья Е: «В моей голове появились новые мысли и идеи, начинается мое движение вперед»
В заключительном слове ведущего были подведены итоги семинара – тренинга. «Известно, что ни один ветер не будет попутным кораблю, если капитан не знает, куда плыть. Я думаю, что сегодня каждый приобрел для себя небольшой опыт, который поможет в дальнейшем вашем жизненном пути. Имея представление о навыках самопрезентации и правилах делового общения, конструктивного взаимодействия на собеседовании и в трудовом процессе, появляется надежда на то, что выпускники лицея станут прекрасными специалистами».
О.А. Скирда, педагог- психолог |