Подростки проходят сложный этап развития. Процесс формирования личности ещё не завершён, при отсутствии достаточного опыта психологическая и гормональная перестройка часто сопровождается эмоциональной неустойчивостью, сюда же можно отнести перепады настроения, раздражительность, что приводит к конфликтным ситуациям. Нередко им свойственно преувеличивать масштаб возникающих сложностей. Всё это может привести к непоправимым последствиям, следствием чего может стать трагедия.
В группах 204 «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования» и 207 «Управляющий сельской усадьбой» лицея прошел тренинг по профилактике суицидального поведения в подростковой среде.
Игровая форма тренинга создала доверительную атмосферу в группе В начале тренинга подростки эмоционально раскрепостились, выполняя упражнение «Имя – приветствие», в котором подростки показывали и повторяли приветствия разных стран мира: Китая, Индии, Австралии, Японии, Казахстана, России.
Далее стояла задача обучения подростков конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций и формирования личностного выбора. В ходе тренинга обсуждались модели поведения в сложных жизненных ситуациях, формирование стрессоустойчивости и позитивного восприятия жизни.
Ребята обсудили основные проблемы, встречающиеся именно в подростковом возрасте, среди которых назвали неумение справляться с эмоциями, агрессивность, неуверенность, одиночество, конфликты со взрослыми и другие.
На примере ситуации безответной любви, когда подросток принял поспешное, необдуманное решение, которое только усугубило сложившееся положение, ребята осознали, что проблему можно было бы решить и другими способами. Таких способов всегда несколько и следует помнить, что безвыходных ситуаций не бывает, всегда есть разные варианты ее решения.
Из притчи «О кресте» подростки узнали, что все испытания в жизни нужно принимать и не сдаваться, решая их. С трудными испытаниями приходят самые благоприятные возможности, мы становимся сильнее, когда вступаем в схватку с ними.
Проанализировав предложенные ситуации и притчу, ребята вывели «Алгоритм решения проблем» с обдумыванием всех вариантов решения и результатов, выбором наиболее эффективного, пониманием того, что в этот момент кому то бывает еще тяжелее
В упражнении «Я смогу» пары «боролись» с неуверенностью, пессимизмом и депрессией. Один из партнеров говорил: «Ты не сможешь!», другой – «Я смогу!», добавляя позитивную фразу, формирующую свою уверенность в достижении задуманного.
О предназначении человека, о смысле жизни, о человеческих ценностей, об актуальности этих проблем рассуждали подростки в упражнении «К чему мы стремимся в жизни».
В начале упражнения подростки пришли к единому мнению, что когда у человека исчезают цели в жизни, он деградирует как личность. Как крайний вариант – становится бомжом, алкоголиком, наркоманом. Из «Списка ценностей» ребята выбрали то, что для них наиболее важно сейчас и в будущем, чего хотели бы достичь в жизни больше всего. Затем распределяли эти списки по сундукам своей сокровищницы. На доске ассистенты посчитали, что выбирает большинство подростков в группе.
Большинство юношей из 204 группы «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования» выбрали «Хорошую работу и карьеру», Счастливую семью», «Хороший дом, квартиру», а студенты (девушки и юноши) из группы 207 «Управляющий сельской усадьбой » большинство голосов отдали за «Хорошее здоровье», «Счастливую семью» и «Хорошее образование».
В заключительной части участники тренинга говорили о том, что активная жизненная позиция, когда человек берет на себя ответственность за достижение поставленной цели, несмотря на обстоятельства, является более благотворной, такие люди добиваются больших результатов. И даже удача поворачивается в их сторону.
По окончанию тренинга у подростков появились позитивные изменения в настроении, высказываниях о жизни, повышение самооценки и уверенности в себе.
Скирда О.А., педагог- психолог
|