Сегодня мы живем в эпоху, полную противоречий. Наша жизнь постоянно претерпевает различные изменения. И всем нам нужно успевать за этими изменениями, чтобы не выпасть из целостной цепочки взаимодействия с окружающими нас людьми и событиями.
Цель работы нашего лицея состоит не только в подготовке профессионалов среднего звена, но и в формировании у них системы ценностей, востребованных в современном обществе. В группах первокурсников прошел психологический тренинг «Я выбираю жизнь», задачами которого стали формирование умения различать истинные и мнимые ценности, побуждение к самосовершенствованию, саморазвитию, воспитание ответственного отношения к своей жизни, собственным делам и поступкам.
Информационный блок психолог лицея начала со слов: «Каждый день мы попадаем в ситуации, в которых надо делать выбор. Результат нашего выбора зависит от того, что является для нас важным и ценным. То есть от того, что в психологии называют ценностями и приоритетами.
Если человек не реализует свои ценности, то он будет чувствовать себя несчастным, с подавленным настроением и упадком сил.
Человек, не имеющий жизненных ценностей, испытывает скуку, он сам является неинтересным для окружающих. Поэтому очень важно определиться со своими ценностями, чтобы они стали вашим компасом на пути к счастливой жизни.
Подростки рассуждали на важнейшие темы: «К чему люди стремятся в жизни?», «Что происходит с человеком, когда у него исчезают цели?», обсудили ситуация, в которую попали двое молодых людей по мотивам известной телевизионной программы. Выход из ситуации помогла участникам сделать прослушанная ими « Притча о кресте», которую подростки слушали с огромным вниманием и интересом.
Студенты обсудили алгоритм и вместе составили памятку « Решаем проблему».
Выявить ценностные ориентации несовершеннолетних, показать варианты жизненных ценностей, соотнести их с успехом в жизни помогло упражнение « Я хотел бы достичь…», где они выбирали из списка то, что наиболее ценно в жизни сейчас и в будущем, затем подсчитывали наиболее важные для группы ценности. Главными ценностями большинство студентов назвали «Хорошее здоровье», «Дружбу», «Счастливую семью», «Уверенность в себе и самоуважение».
Повышению уровня жизненного оптимизма способствовало упражнение-метафора «Бабочка».
В заключении тренинга участники пришли к единому мнению, что жизненные ценности помогают человеку определиться с приоритетами в жизни, всегда ставить перед собой цель и двигаться к ее достижению. Ценности определяют, во что нам стоит вкладывать энергию, ресурсы и время.
О.А. Скирда, педагог- психолог
|